Особенности проявления характера в подростковом возрасте.
Подростковый возраст — период становления личности, который доставляет немало проблем родителям, педагогам, а прежде всего самому ребенку. Стремительное физиологическое развитие, поиски собственного «Я», попытки индивидуализации и идентификации — вот далеко не полный перечень проблем, которые решает ребенок в подростковом возрасте. Каким будет будущее человека зависит от того, как проживет он этот трудный момент своего взросления. И немаловажное значение в этот момент имеют социально-педагогические условия формирования личности ребенка.
В данной статье описывается такое важное психологическое образование личности как характер, вернее его крайние формы проявления — акцентуации, ведь именно подростковый возраст выявляет эти личностные особенности человека.
«Акцентуации» характера – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера подростка, представляющие крайние варианты нормы и граничащие с психопатиями личности.
Подростковый возраст выявляет и обостряет особенности психологической структуры, которые были сформированы в детстве до 7 лет. Так могут остро проявляться особенности отношений с родителями, которые так же были заложены в раннем детстве.
К примеру, мама была всегда отстраненной от ребенка в детстве, ребенок все время с няней и так далее. Откуда взяться контакту и доверию в 14 лет?
Особую остроту проблема акцентуации характера приобретает в подростковом возрасте. Границы подросткового периода совпадают с обучением детей в средних классах школы. За несколько лет ребенок взрослеет не только физически, но и умственно, нравственно, социально. Меняется состояние нервной системы подростка. ВАЖНО позволять подростку дополнительно СПАТЬ днем и соблюдать здоровый режим сна.
На протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Кора все больше приобретала способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры. Но вот в период полового созревания снова наблюдается усиление подкорковой активности; в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Личность подростка отличается дисгармоничностью и противоречивостью проявлений.
В подростковом возрасте формируется форма Эго-идентичности. Активный физиологический рост, половое развитие и созревание, важность мнения о себе, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы подросткового возраста.
Этот возраст относят к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость.
Именно в этом возрасте различные варианты характерологической нормы выступают наиболее ярко, так как черты характера не скомпенсированы жизненным опытом.
В переходном возрасте особенности характера заостряются, а при действии психологически неблагоприятных факторов, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении. Коррекцию отклоняющегося поведения подростка и консультацию родителей проводит подростковый психолог.