Возраст – это протяженность жизни во времени, который характеризуется особенностями развития личности, индивидуальности, индивида.
Жизнь человека условно можно разделить на четыре периода: детство, юность, взрослое состояние и старость. Каждая из этих стадий жизни также делится на отдельные периоды: до года – младенчество; от года до трех лет – раннее детство или возраст малышей; возраст дошкольников — от трех до шести лет; от шести до десяти лет – младший школьный возраст; с десяти лет до четырнадцати длится подростковый возраст; от четырнадцати лет до двадцати одного мы пребываем в юношеском периоде. Взрослый период делится на три периода: ранняя взрослость, средняя и поздняя. И старость также делится на периоды: пожилой возраст, старческий и долгожители. Особенности психологии связанные с возрастными периодами – это то общее, что присутствует у большинства людей определенного возраста и одновременно отличает их от людей других возрастов. Когда человек пересекает границу и переходит в другую возрастную категорию, это называется переходным или переломным периодом в жизни человека, или другими словами — возрастным кризисом.
Каждый возрастной кризис заключает в себе и положительные и отрицательные моменты. Перемены несут в себе неизвестность, которая требует предельного напряжения сил и нервов, но с другой стороны перемены несут позитивный прорыв вперед, переход от одного состояния в другое. И это не всегда плохо, потому что появляется шанс стать лучше, продвинуться вперед. Но если человек примет в переломное время неправильное решение, то потом многие годы его не покинут психологические проблемы. От его решений и зависит, каким путем пойдет дальнейшее развитие личности– положительным или отрицательным. Только решив свои психологические проблемы, решить противоречия возрастного периода, человек может подняться на качественно новый уровень развития. Разрешение противоречий возрастного кризиса сможет удовлетворить новые требования и потребности человека, а значит вывести его из кризиса. Специфика противоречий, связанных с переходным возрастом зависит от всей истории жизни человека и, конечно, социальной ситуации этого возрастного периода. Психологи понимают под социальной ситуацией сочетание социальной среды и человека в ней, особенности его воспитания, образования. Общественной активности и внутренней позиции каждого отдельного человека. Таким образов вытекает, что источник кризиса и противоречий лежат в самом человеке и в его окружении. В переходный период все противоречия переживаются субъективно очень сильно, занижается самооценка, снижается эмоциональная устойчивость. Начинается усиление психических новообразований. Переживания, тревоги, сомнения, формирование обид, повышение уровня беспокойства, возникновение чувства вины, вес это сигналы, что что-то не в порядке и надо что-то делать. И человек в кризисе начинает для повышения самооценки активизировать процесс самоутверждения. И это также является показателем кризиса переходного возраста.
Для преодоления негативных последствий существует два пути: самоутверждение, т.е. кропотливая работа над собой и своими проблемами, и самоутверждение за счет других людей. Отсюда и возникновение конфликтов в семье и в коллективах. Если человек не справляется с кризисом, то начинается процесс деградации. Деградация ведет человека к алкоголизму, наркомании, к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Нежелание меняться часто приводит к стагнации жизненной установки. Как образец, вспомним знакомых людей, которые застревают в подростковом возрасте и на долгие годы остаются Мишкой и Колькой, а общаются с людьми не своего возраста и не своей социальной среды. И всем хорошо знакомы женщины-дети, которые не могут вырасти, которые считают жизнь неподъемной ношей, детей – страшной обузой, себя – жертвой, а для окружающих такая женщина – это вечный ребенок. Такие люди отказываются от усилий в поисках решений в жизненных проблемах. У них вырабатывается феномен «беспомощности», и они обречены на неудачи. Ни в коем случае нельзя уклоняться от решения сложных вопросов в жизни, постоянно нужно активно искать решения своих проблем. Путь кризиса, сложностей и решения противоречий – абсолютно нормальный путь психического развития. Тот, кто постоянно в пути, в развитии, в поиске решений сложных жизненных вопросов, который действует путем самоусовершенствования, а не самоутверждения за счет других людей, тот сохраняет психическое и физическое здоровье на любом переломном этапе своей жизни. Какие действия необходимо предпринимать, чтобы выйти из кризиса? Необходимо формировать такие психические новообразования, чтобы при помощи их подняться на абсолютно новый качественный уровень развития.