Хэллоуин: веселый праздник, возможность для творчества и повод поговорить с ребенком о его страхах?

Отмечаете ли вы с семьей и друзьями праздник Хэллоуин? Даже если нет, то, наверняка, слышали о таком и первая ассоциация, возникающая в голове,  — это тыква, которая становится в ночь с 31 октября вовсе не каретой (как в сказке про Золушку), а головой или маской с кривым ртом и горящими глазами. Возможно, вы слышали и про обычай, когда в эту ночь дети ходят по соседским домам и квартирам, собирают сладости и конфеты, произнося при этом: «Конфеты или жизнь!» (что очень напоминает другую фразу «Жизнь или кошелек!»).

Хэллоуин для детей
На мой взгляд, это очень забавный праздник, который можно при желании превратить еще и в очень полезный для детей. И я имею ввиду, не только  возможность вместе с ребенком заняться творчеством (слепить из глины и разукрасить тыквы, порисовать, сделать костюмы и маски, гирлянды, вырезать тыквы и готовить из мякоти тыквы пирожки и сладости) и помощь ребенку в общении (с родными, друзьями, соседями и, возможно, просто незнакомыми людьми) – об этом тоже важно не забывать, на мой взгляд, и использовать любую такую возможность, чтобы ребенок мог сам чему-то новому научиться.

Однако в этот раз я хочу посмотреть на этот праздник как на возможность обсудить с ребенком его страхи и помочь ему рассказать о них в своем творчестве, в игре, превратить монстров в добрых и дружелюбных, посмотреть на пугающие ситуации с другой стороны, увидеть как зачастую они могут из пугающих стать смешными. И в этом могут помочь все атрибуты данного праздника (свечи, костюмы, маски), а также знание его истории возникновения и антураж: ночь, светящиеся тыквенные головы и фраза про жизнь в обмен на конфеты.

В процессе подготовки к празднику можно понять, нет ли у детей ночных страхов, какие сны им снятся и снятся ли страшные сны, про что они, почему ребенок боится темноты и действительно ли боится (может быть, он просто привык спать с ночником или светом настольной лампы?). Если страхи такие есть, то  можно помочь ребенку попытаться их преодолеть. Как это все можно сделать? Рецепт не очень сложен: немного фантазии, щепотка желания и горсть времени и вот уже любящий взрослый может незаметно для ребенка добраться до бессознательных причин, которые больше влияют на формирование страхов у детей.

Сначала можно рассказать про сам праздник, например, принести в выходные домой тыкву (а можно и не одну) и предложить:

«Давай, в этом году отметим с тобой праздник Хэллоуин. Только этот праздник отмечают поздним вечером и в ночь с 31 октября на 1 ноября. Ты согласен? Как ты думаешь, ночью в темноте нам будет весело, интересно, а может быть немного страшно?».

Не торопите ребенка с ответом, постарайтесь выслушать его до конца и только потом можно продолжить историю.

«Для праздника нам понадобиться светильник Джека – это вырезанная из тыквы голова со свечкой внутри, чтобы светились глаза, и нос, и рот. Например, такие: покажите несколько картинок с тыквенными головами. Как ты думаешь эти головы страшные или смешные, а мы с тобой какую вырежем? А как можно сделать так, чтобы кто-то страшный стал совсем не страшным? Может ему что-то пририсовать или приделать? Может он будет говорить каким-то смешным голосом? А может как-то смешно двигаться?»

Пока будете вместе с ребенком вырезать тыкву, можно рассказать про сам праздник и изложить его историю в виде сказки:

«Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, а именно на землях Ирландии, Северной Франции и Англии жили-были племена кельтов. Они полагали, что есть только два времени года зима и лето (теперь-то мы знаем, как они ошибались, что-то я запамятовал, у нас 4 времени года или нет и какие, ты не напомнишь мне?). Так вот тогда, в те далекие времена, кельтам хватало всего двух времен года и переход лета в зиму как раз приходился на 31 октября: урожай полностью собрали, вот тебе и новый год и зима сразу. Заметь, при нашем климате и нашей погоде с ними сложно не согласиться. Только теперь отопление включили, значит, зима пришла. Так, что-то я опять отвлекся, продолжаем сказку. В эту ночь не только зима приходила на смену лета, но, как считали кельты, открывалась граница между мирами живых и мертвых. Кельты называли эту ночь Самхэйн или Самайн (а сейчас называется Хэллоуин) и она была тогда главным праздником у кельтов, как сейчас Новый год или Рождество, или, может быть, у каждого человека главный праздник День Рождения. (Здесь можно сделать паузу для реплики ребенка). Кельты, как ты, наверное, догадался, вовсе не стремились попасть из мира живых в мир мертвых. Поэтому они одевались в разные костюмы (тогда это были преимущественно звериные шкуры и головы), гасили огонь в своих домах и пугали привидений. Да-да, ты не ослышался, именно они пугали привидений, а не наоборот, привидения их. Или им так казалось. А ты не боишься привидений? Как ты думаешь, какой костюм ты бы выбрал для себя? Надо сказать к нашему времени количество костюмов и героев, от которых убегут любые привидения, серьезно возросло: можно выбрать по-старинке костюм зверя, можно стать колдуном, феей, волшебником, ведьмой, зомби, кащеем бессмертным, наконец. Давай, мы с тобой нарисуем, кем бы мы могли быть, чтобы испугать привидения. Ты, кстати, как к привидениям относишься? Почему их боятся-то? Может они за столько лет сами уже давно всех людей боятся, а вовсе не страшные? Да, и зачем кельты гасили свет в эту ночь, как ты думаешь?”

Порисуйте, обратите внимания на цвета, которые вы и ваш ребенок подберете для своих костюмов, на общее настроение рисунка: пугающее ли оно, а может быть после такой истории, веселое или спокойное, доброе, забавное. Пусть ребенок расскажет, почему такие цвета, такая картинка. Из его рассказа тоже можно узнать о его скрытых страхах, опасениях и о том, как он защищается от них.

Дальше опять можно продолжить рассказывать сказку и разговаривать, например, вместо книжки на ночь (даже в данном случае я бы это рекомендовала, но важно уточнить у самого ребенка, хочет и он послушать ее продолжение и поговорить с вами):

“Хочешь, я продолжу сказку про древних кельтов и их праздник Хэллоуин, к которому мы готовимся. (Да, ну, если ты так уверен, то слушай внимательно и помогай мне, а то я периодически что-то забываю, а ты мне так хорошо помогаешь рассказывать). Так вот, кельты были народ неглупый. Они понимали, что худой мир все же может оказаться лучше доброй ссоры с приведениями. Поэтому они не только пугали привидения и духов, но и пытались их задобрить. А что может быть лучше сладостей для угощения, да еще и поздним зимним вечерком? Правильно, ничего. А, кстати, ты как-нибудь своих страшилок задабриваешь, угощаешь их чем-то? Давай порепитируем перед праздником, чем бы ты хотел угостить их и куда мы это угощение положим? (Запаситесь для этого случая конфетами). А, может ты думаешь, что нечего их конфетами кормить и есть другие способы у детей , чтобы договорится со своими страхами? Давай, ими воспользуемся.”

В день праздника можно рассказать про Джека, имя которого носит тыквенный светильник, который вы тоже вырезали. Например, так:

«Давай поставим наши головы-тыквы и зажжем свечи в них. Тебе нравится, как они светятся? Погасим свет в комнате? Кстати, раньше такие светильнички вырезали не только из тыквы, но и из картошки и репы, а я и не знал. А из чего еще получились бы прекрасные светящиеся фонарики, как ты думаешь? Мы можем потом как-нибудь сделать такие фонарики на другие праздники (из яблок и апельсинов – на Новый год, из арбуза и дыни летом, из красного сладкого перца – на День Валентина, например). Так вот эти светящиеся головы-тыквы назвали светильником Джека, а все потому, что кельты были мастаки придумывать разные легенды. В те далекие времена, среди обычных кельтов жил кузнец по имени Джек. Он был такой хитрый и такой скупой, он так виртуозно обманывал всех, что однажды исхитрился обмануть самого Дьявола, предварительно взяв с Дьявола обещание в случае своей удачи с обманом никогда не покушаться на душу Джека. Но в результате, в раю его уже тоже никто не ждал, а в ад он сам себе путь закрыл, поэтому был оправлен восвояси бродить по земле и освещать свой путь угольком, защищенным от ветра обыкновенной тыквой. Как ты думаешь, Джеку повезло или нет? Что бы ты ему посоветовал сделать? Бродить в темноте со светильником, как тебе кажется,  — это как: грустно, одиноко, страшно, а может быть весело? Кого Джек встречает по дороге? И что ему сделать, чтобы не было страшно одному?»

В сам праздник можно по традиции отправиться с детьми по соседским домам или квартирам, в зависимости от того, где вы живете, одеть костюмы, взять тыквы и требовать у соседей сладости взамен на жизнь. Этот ритуал может быть очень важен для ребенка, у которого есть трудности с общением, страх перед чужими людьми, или страх что-то просить у взрослого, или страх, что его не поймут или отвергнут. Но только это можно делать, если вы, действительно, сами не боитесь и знаете своих соседей, и ребенок не сопротивляется этому. В ином случае можно просто рассказать ребенку о такой традиции и спросить, что он думает об этом. Если бы он мог пойти с друзьями на шутливый сбор сладостей и конфет, как, он думает, их встречали бы люди, что бы они им говорили и угощали ли их сладостями. Можно нарисовать даже эту сценку: «Давай, попробуем нарисовать, как мы со своими друзьями в костюмах пришли к соседям с корзинкой для сладостей и тыквой. Мы кричим им «Конфеты или жизнь». Что они нам отвечают и дают ли нам конфеты?».

Веселого Вам Хэллоуина! Пусть он поможет Вам и Вашему ребенку рассказать о своих страхах, понять их и попытаться их преодолеть!