Особенности проявления характера в подростковом возрасте.

Подростковый возраст — период становления личности, ко­торый доставляет немало проблем родителям, педагогам, а прежде всего самому ребенку. Стремительное физиологическое развитие, поиски собственного «Я», попытки индивидуализа­ции и идентификации — вот далеко не полный перечень про­блем, которые решает ребенок в подростковом возрасте. Каким будет будущее человека зависит от того, как проживет он этот трудный момент своего взросления. И немаловажное значение в этот момент имеют социально-педагогические условия форми­рования личности ребенка.

В данной статье описывается такое важное психологическое образование личности как характер, вернее его крайние формы проявления — акцентуации, ведь именно подростковый возраст выявляет эти личностные особенности человека.

«Акцентуации» характера – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера подростка, пред­ставляющие крайние варианты нормы и граничащие с психопа­тиями личности.

Подростковый возраст выявляет и обостряет особенности психологической структуры, которые были сформированы в детстве до 7 лет. Так могут остро проявляться особенности отношений с родителями, которые так же были заложены в раннем детстве.

К примеру, мама была всегда отстраненной от ребенка в детстве, ребенок все время с няней и так далее. Откуда взяться контакту и доверию в 14 лет? 

Особую остроту проблема акцентуации характера приобре­тает в подростковом возрасте. Границы подросткового периода совпадают с обучением детей в средних классах школы. За не­сколько лет ребенок взрослеет не только физически, но и умст­венно, нравственно, социально. Меняется состояние нервной системы подростка. ВАЖНО позволять подростку дополнительно СПАТЬ днем и соблюдать здоровый режим сна.

На протяжении предшествующих лет на­растала ведущая роль коры больших полушарий головного моз­га. Кора все больше приобретала способность оказывать тормо­зящее влияние на подкорковые структуры. Но вот в период по­лового созревания снова наблюдается усиление подкорковой активности; в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Личность подростка отличается дисгармоничностью и противоречивостью проявлений.

В подростковом возрасте формируется форма Эго-идентичности. Активный физиологический рост, половое развитие и созревание, важность мнения о себе, как он выглядит перед другими, необходи­мость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы подросткового возраста.

Этот возраст относят к критическому периоду психиче­ского развития. Остро протекающий психический перелом обу­славливает его исключительную сложность и противоречи­вость.

Именно в этом возрасте различные варианты характерологической нормы выступают наиболее ярко, так как черты характера не скомпенсированы жизненным опытом.

В переходном возрасте особенности характера заостря­ются, а при действии психологически неблагоприятных факторов, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации и  отклонения в поведении. Коррекцию отклоняющегося поведения подростка и консультацию родителей проводит подростковый психолог.